Заикание

Заикание встречается сравнительно часто. Его распространенность в отдельных регионах колеблется от 1 до 5 % всего населения. Наиболее часто разные авторы называют цифры от 1 до 2–3 %. Среди взрослых распространенность заикания относительно уменьшается. Почему это происходит? Дело в том, что у детей заикание часто носит временный характер и во многих случаях проходит на фоне своевременного лечения. Что касается распространенности этого расстройства среди лиц мужского и женского пола, то обычно приводится соотношение ~ 3 к 1. Классификация заикания зависит от отнесения проблемы к логопедии или к медицине. Логопеды выделяют клоническую, тоническую и сочетанные формы заикания с преобладанием клонического или тонического компонентов. Что это значит? При клонической форме заикания отмечается повторение отдельных слогов, при тонической – спазм мимической, голосовой или дыхательной мускулатуры. Врачи обычно выделяют невротическую, неврозоподобную и смешанную формы. Невротическая форма может развиться после испуга, на фоне психотравм дома и в детском учреждении; неврозоподобная — вследствие родовой травмы, инфекционных и соматических заболеваний. По степени тяжести можно выделить три формы заикания: легкую, среднюю и тяжелую, а также крайне тяжелую – с выраженным тоническим компонентом и невозможностью начала речи без посторонней помощи. Помимо заикания существует такое понятие, как логоневроз. Под логоневрозом прежде всего следует понимать страх речи, страх говорить в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми, на экзамене и т. д. Почему иногда заикание развивается у абсолютно здоровых детей, ничем не болевших и живущих в нормальных условиях? Этому способствует сверхактивная информационная стимуляция психики ребенка. Сюда же можно отнести сверхнагрузку на речевые центры у детей в двуязычных семьях. Так что существуют условия для формирования заикания у абсолютно здоровых детей при отсутствии психотравмирующих ситуаций. Также среди причин возникновения заикания не последнее место занимает подражание. Что следует делать, если у ребенка появилось заикание? Допустимо ли при этом занимать выжидательную позицию — а вдруг все пройдет без лечения? Возможно, в одном случае из ста так и произойдет, но надеяться на это не стоит. Лучше всего сразу же обратиться к невропатологу, который назначит успокаивающее, общеукрепляющее или тонизирующее лечение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вполне, вероятно, что понадобится специальное обследование: ЭЭГ, РЭГ и т. д., а, может быть, консультации других специалистов. Логопедические занятия в той или иной форме должны проводиться во всех случаях. Сеансы гипноза (психорегуляции) также необходимы, причем, желательно проводить подобные занятия (логопедические и психотерапевтические) в одном учреждении и в один день. Часто родители и учителя, «щадя психику» заикающегося ребенка, освобождают школьников от устных ответов, экзаменов, от «лишних» нагрузок. Такая тактика приводит лишь к формированию или к закреплению логоневроза, к закреплению комплекса неполноценности. Освобождать от устных ответов, устных экзаменов следует лишь детей и подростков с тяжелой или сверхтяжелой формой заикания, но только временно — до перехода заикания в среднетяжелую форму. И, конечно, на фоне лечения.

Подробнее: для специалистов: А.И. Нахимовский, В. В. Шишков – «Практическая психотерапия детей и подростков» (СПб.: Речь, 2003. – 384 с.); для родителей пациентов: «Пока ждем врача Энциклопедия доврачебной консультации». – СПб, ИД «Весь» 2003, раздел «Нервная система дает сбой»)
На главную